Те редкие моменты, когда можно было увидеть затянутую в чулок ножку, притягивали мужские взоры, и взоры художников в том числе. Отойдя от античных канонов изображения обнаженной натуры в середине XIX века, художники начинают рисовать женщин, лишенных многослойной одежды и белья.
Впервые изображение женщины в чулках появилось в 1832 году. Это была картина Эжена Делакруа «Одалиска в белых чулках» [Картина называется «Женщина в белых чулках» и датируется примерно 1834 годом. И это, естественно, далекооооо не первое изображение с таким сюжетом - La belle epoque].
икс файл
дата:
Но это лишь исключение из общего правила. Тема demi-nu («полуобнаженных»), как ее принято называть, появилась ближе к концу XIX века вместе со стилем модернизма в афишах, газетных и юмористических рисунках, эротической фотографии, продаваемой в виде почтовых открыток. В «высокое» искусство тех лет тема «полуобнаженных» не прошла.
Законно любоваться женским телом в XIX веке мужчины могли лишь в опере или цирке. Женские ножки за кулисами привлекали таких великих художников, как Эдгар Дега, Жорж-Пьер Сера.
икс файл
дата:
В конце XIX века появился танец, малопристойный с точки зрения морали тех лет, – канкан. Танцовщицы подчеркнуто показывали свои ноги в черных чулках и белье со множеством рюшей – таков сюжет картин Зазы Габор [Знаю, есть такая актрисса Zsa Zsa Gabor, о художнице впервые слышу - La belle epoque]. На картинах появляется то, что раньше можно было увидеть лишь в семейной спальне.
Символическим художником этого периода становится Генри де Тулуз-Лотрек. Его кисти принадлежат знаменитые афиши кабаре Moulin Rouge конца 1890-х годов. Анри Тулуз-Лотрек - Афиша, 1895-6
икс файл
дата:
В последние годы XIX века появляется огромное число кафешантанов, где танцуют канкан. Художники Жуль Шере, Шубрак и Капьелло рисуют знаменитых танцовщиц тех лет, среди которых Лои Фуллер. Однако многие работы не проходят цензуры художественных галерей и нигде не выставляются.
После 1900 года художникам нового поколения, прежде всего фовистам, нравится дразнить моральные устои и цензуру рисованным канканом, особенно Огюсту Шабо.
Вторая тема изображения женщины в чулках – это проститутка. До середины XIX века в искусстве не было работ с ее изображением [Какая чушь! - La belle epoque], что считается свидетельством высокой общественной морали тех лет. Но с 1841 года начиная с работы Гаварни «Содержанки» изображения проституток печатаются в иллюстрированных журналах и газетах. Пикассо, Тулуз-Лотрек, Гри, Дюшамп и Ван Донген часто обращаются к этой теме, и у каждого из них на первый план выходят чулки и подвязки. Таким образом, девушка в чулках становится символом зла и пороков общества. Жан-Луи Форэн в картине «В салоне» изображает полуголых девушек в компании одетых мужчин в шляпах, что еще сильнее подчеркивает непристойность сцены. Жан-Луи Форэн - Клиент, 1898
икс файл
дата:
В конце XIX века с появлением «Ночей Иветты» (Les Couchers d'Yvette) – первого стриптиза – художники обращаются к изображению женщины в своей комнате, предоставив вниманию публики то, что раньше было делом личным. Художник рисует женщину за туалетом, чаще всего надевающей чулки. Одевающаяся женщина становится любимым сюжетом скульпторов тех лет. Не отстают и фотографы.
Все эти многочисленные художественные работы и фотографии способствуют тому, что чулки, не замечаемые до 20-х годов, становятся эротическим элементом, символом фатальной женщины. Художник Фелисьен Ропс, основатель современного demi-nu, изображает женщину в чулках всегда на грани порнографии. Ван Донген, наоборот, – как небесное создание, свободное от морали и греха.
икс файл
дата:
икс файл
дата:
С середины XIX века развивается эротическая фотография, которая с 1880-х годов публикуется в «специализированных» изданиях. На одном из дагерротипов 1850 года изображена молодая женщина, снимающая чулки и прямо смотрящая в объектив. С появления фотографии, изображающей женщину в чулках, начинается фетишизация этого предмета дамского гардероба. С годами эротические фотографии становятся более утонченными, как по позам, так и по композиции. После Второй мировой войны в Европе появляется американский стиль пин-ап – изображения сексапильных девушек, в одежде которых чулки занимают центральное место.
икс файл
дата:
Современные художники не перестают разрушать целостность тела. Эротичность ножки в чулке приводит к тому, что ее отделяют от тела. Нога становится объектом, независимым от тела, как деталь куклы. Такая эротическая «расчлененка» встречается в фотографиях Мэн Рея, Брассая. Такова история самого загадочного элемента женского гардероба – чулок, побудившего знаменитых художников, фотографов и скульпторов на создание мировых шедевров.